Танцевальный коллектив "Родные просторы" тоже прощается с очередной группой – десять юношей и девушек разлетаются в разные стороны, обретя статус студента.
Жизнь продолжается.
Кажется, что с их уходом завершается целая эпоха, где были успехи, победы, яркие номера и талантливые солисты. Всё! Ну, разве может появиться что-нибудь лучше?
Но наступает сентябрь. Школьники втягиваются в обычный ритм ученической жизни. Вечерами в ДК все чаще загораются окна в кабинетах для занятий – начинается очередной творческий сезон. День ото дня, словно бурная горная река, коридоры заполняются детскими голосами, смехом, а танцевальные залы – музыкой, ритмичным топотом ног, командами педагогов. Немного отдохнув за лето и набравшись сил, как птица феникс, возрождается к новому и хореограф Марина Николаевна Егорова. Новый год, новые дети, идеи, постановки… И новые трудности. Куда же без них! Это жизнь. А она, как известно, не стоит на месте и не любит тех, кто тормозит ее ход – сегодня если и можно двигаться в ритме вальса, то уж никак не медленного, где дамы приглашают кавалеров.
И вот обычный осенний вечер. На улице – непроглядная тьма. Большинство шахунцев давно разбрелось по домам и, уютно устроившись в кресле, мирно смотрит любимые телепрограммы. Тем временем в хореографическом классе горит яркий свет. Зал оккупировали статные юноши и девушки. Лишь семеро из них – "старички", те, что занимаются хотя бы год. Остальные – новобранцы, больше 20 человек. Кто-то сам пришел, кого-то сагитировали педагоги, а кого-то – друзья. Есть и старшеклассники, и студенты Шахунского колледжа. У большинства – никакого танцевального опыта.
– Так, у нас парень новенький, – восклицает заглянувшая на репетицию художественный руководитель Дворца культуры А.Н. Гудина. – Как зовут?
– Сергей.
– Откуда?
– Из Шахуньи.
– А Никита где? Вовка?
Темп бешеный.
Для такого помещения их очень много. Все разные: и грациозные, и немного неуклюжие, неловкие. Шутка ли – всего-то несколько занятий прошло.
– Так, ровненько встаем друг за другом, – командует М.Н. Егорова. – Пятая позиция. Ударный поклон с открытием руки. Маленькое плие. Удар! И – раз! И закрыли.
Ребята начали отстукивать так, что пол заходил ходуном.
– Первая линия назад, – продолжает руководитель.
Не все попадают в ритм. Но стараются одинаково. Колени дрожат, ноги иногда не слушаются – темп бешеный. Нужны и слух, и гибкость, и сообразительность…
– Руки натянуть! Не делаем их кормушкой – зерно не будем насыпать! – бросает комментарии Марина Николаевна. – Удар должен быть один на всех, – она успевает увидеть каждого. – Носки не тянешь. Как в фильме "Служебный роман": "Все в себя".
Нагрузки серьезные, поэтому перерыв просто необходим.
– Сели, отдыхаем. Но не филоним: выполняем упражнения. Носочки тянем, пяточки – над полом.
– Ой, как сводит мышцы, – слышен стон.
В другом углу зала – истерический смех, гримасы, приколы друг над другом. Лица раскраснелись, пот – градом, дыхание слышнее.
– А вот вам гантели для утяжеления – подкачаться, – предлагает хореограф.
Легли – упражнения на растяжку, на пресс.
– Теперь все делаем красиво. Надо успевать за музыкой, – снова замечает Марина Николаевна. – Планка – это не горка. Убери пятую точку!
Неподготовленный уже и сдался бы. Но куда там – это лишь начало. А вот, наконец, и танцевальная часть. И пошли лихие притопы. Сразу и энергия появилась, и силы.
– Миша, покажи!
И Миша Егоров, приехавший в Шахунью на каникулы из Санкт-Петербурга, где учится в Академии русского балета им. А. Вагановой, легко, в несколько прыжков, пересекает зал по диагонали – парит над полом.
– Знаете, чем отличается хорошее исполнение от плохого? – спрашивает М.Н. Егорова и показывает, как нужно правильно выполнять движение.
И девочки-второгодки закружились, а за ними и остальные пытаются повторить. Только ноги мелькают!
– В колонны по три человека становись! Работаем "по чесноку". Мы – одна команда. Девочки, полюбовались на мальчиков, какие они сильные, – призывает педагог. – Мальчики, покажите, на что вы способны. Отдыхаем. Теперь очередь девчонок. Ладошки зрителю не показываем – это пугало огородное. А кверху – уже позиция. Спину держим. Встали – рок-н-ролл. Теперь "Семеновна"…
Свято место пусто не бывает.
И так три раза в неделю. По два – два с половиной часа. Но вот ребята – на сцене. Их не узнать: двигаются красиво, более уверенно – ситуация обязывает мобилизоваться, отбросить страх. Да, пока не все получается, есть ошибки – педагог их видит и думает, как исправить. Кому-то не хватает уверенности, но она придет… со временем. У них оно есть. Впереди, как минимум, года два-три. Успеют и опыта набраться, и смелости, и себя подавать научатся. А там, глядишь, кто-то из них захочет продолжить общение с танцем. Таких из стен шахунского ДК вышло немало. Десять человек поступило в колледжи культуры на хореографическое отделение: Алексей Соколов (Киров); Алена Бажина, Екатерина Шохирева, Влад Сметанин, Антон Комаров, Александра Гусева (Владимир); Юлия Карташова (Нижний Новогород); Татьяна Карасева (Иваново). Уже окончили обучение Дмитрий Гудин и Никита Русов.
Так что свято место пусто не бывает. И ниточка танца не прерывается – складывается в причудливый узор, который меняется вместе с исполнителями. Но он всегда яркий, самобытный, запоминающийся.