Чуть больше десяти лет назад в каждой российской деревне начали появляться таксофоны. Предназначены они для того, чтобы облегчить сельскому жителю связь с родственниками, для чего надо приобретать карточку.
Вызвать специалистов служб экстренного реагирования можно бесплатно.
Тем временем в стране бурно развивалась сотовая связь, появлялись новые модели телефонов, пустели деревни, зарастая бурьяном. Но под напором ветров перемен, как стойкие оловянные солдатики, по-прежнему остаются на своих местах таксофоны. Их в городском округе город Шахунья — 122. Меньше быть не может: аппарат переносят в другой населенный пункт, если в деревне не остается ни одного жителя. В Фадьке, например, уже три таксофона. Ко многим из них при необходимости придется пробираться сквозь заросли крапивы выше человеческого роста. Кто-то должен подход к аппаратам летом прокашивать, а зимой — очищать от снега.
В июле прошлого года аукцион на обслуживание проводной и кабельной связи (аутсорсинг) выиграло ООО "Мэйкор — сервис", чей головной офис находится в Москве. По словам заместителя начальника межрайонного центра г. Урень ЛТЦ г. Шахунья ОАО "Ростелеком" Н.П. Осмирко, он может данный вид работ включить в план вышеназванной фирмы, но реально у тех косить некому и нечем.
Вопрос, тесно связанный с состоянием подходов к таксофонам, — их востребованность:
— Сейчас данным видом связи активно пользуется только единственный житель практически опустевшей деревни, — говорит Николай Петрович. — У него есть мобильный телефон, но поскольку человек экономный, то по нему он звонит дочери, которая назначает время, когда свяжется с отцом. Мужчина выходит во двор дома (там установлен таксофон), садится на лавочку и ждет звонка. В остальных населенных пунктах эти приборы связи просто ржавеют. Работоспособность таксофонов — продолжает Н.П. Осмирко, — ежесуточно мониторится из Нижнего Новгорода с помощью специальной программы. Если аппарат не работает, мы в течение 48 часов должны устранить неисправность, что и делаем. Иногда подобные сообщения приходят от специалистов управления по работе с территориями и благоустройству администрации г.о.г. Шахунья. На них мы также реагируем. Но вопрос, нужны ли таксофоны повсеместно, остается.
Кстати, в декабре прошлого года связисты поменяли клавиатуру набора номера. Взамен обычной поставили с азбукой Брайля, чтобы слепому или слабовидящему человеку было проще позвонить. Интересно, как дальше станут усовершенствовать эти маловостребованные устройства, притом что в центре России операторами сотовой связи охвачено практически 100 процентов населенных пунктов?