Первый краболов-процессор отечественного производства спустили на воду 15 июля 2022 года в Нижегородской области. В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства РФ-министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, генеральный директор ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор завода "Красное Сормово" Михаил Першин.
"Сегодня мы спускаем на воду головное судно – краболов-процессор "Вайгач", который войдет в состав российского рыбопромыслового флота. Отмечу, что запрос со стороны наших рыбопромысловиков на обновление техники растёт, поэтому темпы строительства нужно строго выдерживать", - отметил в своем обращении к участникам церемонии Денис Мантуров.
Он отметил, что сейчас портфель заказов, которые размещены на российских верфях, превышает 100 судов разных типов (до 2027 года), и более 70 из них уже размещены на стапелях или находятся в причальной достройке.
"Тем самым мы продолжаем самую масштабную со времён СССР программу перевооружения рыбопромысловой отрасли. Начали её три года назад, когда запустили механизм "квоты под киль"* и построили девять крупнотоннажных судов, которые наша страна не делала более 30 лет", - подчеркнул Денис Мантуров.
Новый краболов-процессор - головное судно проекта КСП01 - построено заводом "Красное Сормово" для "Северо-Западного рыбопромышленного консорциума". Это первое в серии из пяти судов, которые нижегородский завод поставит этому заказчику.
"Сегодня завод "Красное Сормово", входящий в Объединенную судостроительную корпорацию, вновь доказал свой статус предприятия, способного производить суда нового поколения, удовлетворяющие требованиям заказчика и соответствующие современным мировым стандартам. И, что особенно важно, спуск произошел раньше установленных сроков. Во многом это стало возможным благодаря участию предприятия в национальном проекте "Производительность труда", а также в рамках программы "Квоты под киль" и всей программы поддержки отечественного судостроения, которую реализует Правительство РФ. И, конечно, благодаря судостроительным традициям, честному партнерству, квалификации коллектива. Быть первопроходцами для предприятия – это хорошая традиция. Здесь был построен первый в мире дизель-электроход и первые в мире суда на подводных крыльях. А три года назад спущен на воду "Мустай Карим" - пассажирский лайнер, впервые построенный в нашей стране за последние 60 лет", - сказал Глеб Никитин.
Старт производства в Нижегородской области краболовов-процессоров соответствует задачам по импортозамещению, поставленным перед промышленностью страны. Ранее такие суда закупались у зарубежных поставщиков.
"Строительство нового российского промыслового флота - это важнейшая задача, поставленная перед судостроительной отраслью президентом России Владимиром Путиным. Предприятия и верфи ОСК активно строят новый рыбодобывающий и рыбоперерабатывающий флот страны. Полное его обновление - это еще один шаг вперед в развитии нашей экономики и вклад в продовольственную безопасность России. Краболовы этого проекта - уникальные по своим техническим характеристикам суда, которые ждут наши промысловики", - отметил председатель совета директоров АО "ОСК" Георгий Полтавченко.
Генеральный директор ПАО "Завод "Красное Сормово" Михаил Першин подчеркнул, что краболов-процессор – один из самых ответственных и сложных проектов завода.
"Параметры краболова – и габариты, и необходимость монтажа большого количества спецоборудования – диктуют необходимость особых подходов к строительству. Особенность краболова "Вайгач" - в том, что он фактически станет плавучей фабрикой по переработке краба. На борту улов будет очищаться от панцирей, вариться, расфасовываться и замораживаться. На берег доставят уже готовую продукцию. Конструкция краболова рассчитана на работу в сильные осенние шторма, которые часто случаются в разгар сезона добычи краба. Это одно из самых высоких судов, которые когда-либо строились на "Красном Сормове": высота с учетом мачты – почти 29 метров", - рассказал Михаил Першин.
Крестной матерью судна "Вайгач" стала заместитель директора по экономике "Северо-Западного рыбопромышленного консорциума" Мария Шалыгина.
Как отметил председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин, краболов – это совершенно новый тип судов для российских судостроительных производств.
"Тем самым нижегородские корабелы убедительно доказывают, что импортозамещение для нас не лозунг, а реально выполнимые задачи. Уверен, что линейку таких судов мы будем расширять и дальше. Наш регион не должен зависеть от каких-либо поставок из-за рубежа. У нас есть все условия, чтобы наращивать производственные мощности на своей территории и создавать все самим. Законодательное собрание будет поддерживать такие перспективные и нужные региону проекты", - сказал он.
*Квоты под киль – неофициальное название госпрограммы, при которой 20% от всех квот на вылов морепродуктов становятся "инвестиционными". Каждая рыболовецкая компания, обладающая такими квотами, обязуется в течение пяти лет заказать для себя новые траулеры и краболовы на российских верфях или построить на берегу рыбоперерабатывающие предприятия.
Справка:
Краболов-процессор проекта КСП01 представляет собой судно полного цикла для промысла краба различных видов на глубинах от 20 до 400 м и производства замороженной продукции в море. Оборудование судна предназначено для ловли и переработки до 60 тонн камчатского краба в сутки. Длина судна – 61,90 м, ширина – 15 м, максимальная осадка – 6,40 м, цистерны живого краба – 60 куб. м, морозильный грузовой трюм – 1000 куб. м.