Сведения в интернете тоже оказались скудны: "После раскола церкви, 294 года тому назад, в глухих лесах старообрядцы основали поселение, названное по имени их предводительницы — Тоньки. Жители там закрытые, и многие до сих пор чтут веру предков". Вот и все. Словом, не ПГТ, а сплошная загадка. Если не разгадать, то хотя бы соприкоснуться с ней получилось 30 октября, когда в поселке проходила очередная журналистская летучка Северного творческого объединения.
Когда едешь на юг области, то за Волгой из окна открываются потрясающие виды: холмы, взгорья, поля, просторы… А во время поездки в Тонкино пейзаж не менялся: лес, лес, лес… В самом поселке немногочисленные каменные двухэтажки теряются посреди частных домиков: кирпичных и деревянных. Поразил рынок, вольготно раскинувшийся на площади, вероятно, центральной. Представьте: самодельные прилавки с сапожками, вешалки с куртками, а позади — экспозиция советской военной техники: танки, пулеметы. На заднем плане — деревянная церковь.
Мы, журналисты восьми изданий, собрались в редакции тонкинской газеты "Красное знамя". За чашкой чая наметив дальнейшие планы, отправились в администрацию. В актовом зале, украшенном большими снопами льна, нас встретили глава администрации муниципального района Александр Баев и глава местного самоуправления Юрий Удалов.
Как они рассказывали о родном крае! Как горели глаза чиновников, когда те докладывали о достижениях района! Это притом, что Юрий Алексеевич работает на общественных началах, и за свой труд денег не получает.
Отказавшись от отопления углем и мазутом, местные котельные перевели на пеллеты. Поскольку изготавливаются они из древесных отходов и поставляются местным арендатором леса, предприятия ЖКХ вышли на прибыль. Причем власти не стали передавать их в частные руки, поэтому население оказалось в плюсе. В итоге — относительно дешевое отопление, а собираемость оплаты за коммунальные услуги почти стопроцентная! Вот так-то, дорогие шахунцы…
Практически решен вопрос с городской канализацией: к ней подведены почти все многоквартирные дома. Построен новый водопровод. Чтобы решить вопрос нехватки кадров, муниципалитет оплачивает обучение в медвузе молодым врачам. Прекрасно себя чувствуют лесное и сельское хозяйство. Одна двадцатая часть производства льна в стране, оказывается, принадлежит Тонкинскому району.
Здесь также, как и у нас, реализуются проекты по поддержке местных инициатив и "Формирование комфортной городской среды". На результаты их реализации мы посмотрели своими глазами. Центральный парк — в идеальном порядке, а поселковый пруд, действительно, очень-очень красивый. За последнее время его значительно облагородили: построили пирс и детскую площадку, заасфальтировали дорожки, установили фонарные столбы, обновили гидротехническое сооружение.
Затем нас пригласили в народный краеведческий музей. В просторном зале чего только ни было! От фрагментов костей мамонтов до чучела лося внушительных размеров, от макета доисторической пещеры — жилища наших предков — до миниатюрной комнаты в доме старообрядца, где за столом сидит бородатый мужчина в рубахе и "ест" из деревянной тарелки, а его супруга "прядет" лен с помощью веретена. Рядом люлька, под покрывалом — крохотный младенец. Ребенок побольше лежит на полатях. Ухват, печка, глиняная кринка, мох меж бревен, лучинки — всматриваясь в эти бытовые детали, будто сам оказываешься в тех аскетичных интерьерах.
— Почему женщина такая старая? Бабушка? Так часто спрашивают меня дети, когда приходят сюда, — поясняла экскурсовод. — А вы представьте сами. В семьях тогда было по семь и больше детей. Рожай, воспитывай, работай в поле, занимайся хозяйством, а в "свободное" время тки, пряди, шей на всю ватагу. Такова бабья доля. Даже моя бабушка на фотографии всего в 40 выглядела как старушка.
Потом нас подвели к отсеку, где также воссоздана обстановка избы, но уже в натуральную величину. Там мы увидели манекен в национальном одеянии, почему-то повернутый лицом к стене. Когда музейный работник стала рассказывать о том, как жили старообрядцы в старину, многие оторопели: "кукла" повернулась! Женщина невозмутимо иллюстрировала повествование, показывая, как пользовались бытовыми приспособлениями.
А еще запомнилась "двойная" экспозиция: друг напротив друга расположили традиционные костюмы двух народов, проживавших на тонкинской земле: русских старообрядцев и марийцев. Одеяния первых — темные, совсем закрытые и скромные, вторых — светлые, легкие, со множеством украшений. Два разных мира, которые, однако, относились друг к другу с уважением. Здесь же, кстати, сидел за веретеном с льняной пряжей еще один "живой манекен" в марийском наряде.
Еще журналистов свозили в старообрядческую беспоповскую церковь, но мне там побывать, увы, не довелось. Нашему коллективу и тем, кто тоже решил участвовать в творческом конкурсе, предстояло за час сделать графическую иллюстрацию на тему визита. Оценивал работы А.Н. Варворкин — дизайнер, то есть, "скромный верстальщик", как он сам представился, газеты "Бор сегодня". Он же провел мастер-класс по верстке инфографики. В завершение мероприятия подводились итоги. "ЗТ" присудили второе место, опередила нас Ветлуга. Словом, насыщенный, продуктивный день. В следующий раз встречаемся в Тоншаево.