Версия для слабовидящих |
16+
Выбрать регион

«Знамя труда.ru» – сетевое издание

606910 Нижегородская область, г. Шахунья,ул. Гагарина, 15
телефон: +7 (83152) 2-14-06
e-mail: znamyatruda2011@yandex.ru

По маршруту "Вахтан — Япония"

Когда в очередной раз просматривала личный архив, обнаружила диплом участницы XI тура (1969–1970 годы) радиоигры "Путешествие по любимой Родине", выданный главной редакцией радиовещания для детей и юношества.

Очень обрадовалась находке, потому что считала его утерянным. Память сразу же вернула в школьные годы, туда, где остался любимый учитель географии Николай Иванович Коростелёв. Ведь только благодаря кружку, которым он руководил, у многих выпускников Вахтанской средней школы есть не только такие же дипломы, но и значки "Юный турист СССР". Их выдавали учащимся, которым исполнилось десять лет, а те, кому стукнуло 14, могли получить значок "Турист СССР".

Но для этого надо было весной ходить в походы с Николаем Ивановичем. Побывать в пробуждающемся от зимней спячки лесу вместе с таким прекрасным учителем, сохранившим удивительно детскую улыбку с ямочками на щеках, было огромным удовольствием. Высокого роста, худощавый, простой и доступный в общении, он обладал таким притягательным обаянием, что мы порой забывали о его возрасте и считали "своим парнем".

Теперь я понимаю, что для педагогов-мужчин в то время негласно был установлен дресс-код — строгий темный костюм, рубашка, галстук, туфли. А Николай Иванович в морозы надевал подшитые валенки, и нам это безумно нравилось, так как удачно дополняло образ добродушного взрослого дяди. Иногда за глаза мы называли его Захар Загадкин. И вот почему.

Ведущими радиоигры "Путешествие по любимой Родине" были юнга Захар Загадкин и корабельный кок Антон Камбузов. Первый рассказывал о своих путешествиях, не называя объектов, а второй проводил диктант, составленный также из географических названий. Мы, участники школьного кружка, вместе с Николаем Ивановичем, используя различные справочники и карты, должны были все разгадать и ответить на вопросы. Занятия проходили с искренним азартом. Потом всем коллективом с гордостью слушали, как по всесоюзному радио на всю огромную страну отмечали учащихся Вахтанской средней школы, успешно справившихся с трудным заданием.

О том, что Н.И. Коростелёв был фронтовиком, мы знали. Но он, как и остальные его коллеги, никогда об этом не напоминал. Лишь спустя годы узнала о его боевом пути. Родился Николай Иванович в селе Бехтерево (Татарстан), в Вахтан с родителями приехал 16‑летним юношей в сентябре 1941 года. После семи классов поступил в Сявское ремесленное училище, но не окончил его — как только исполнилось 18 лет, пошел добровольцем на фронт.

Воевал на Дальнем Востоке. Участвовал в освобождении японских портов Юхи и Рашим. Был старшим сержантом, командиром орудия. Награжден медалью "За победу над Японией". После войны служил в столице Северной Кореи Пхеньяне заместителем командира взвода, обучал военному делу новобранцев. Возможно, тогда у него возникло желание стать педагогом.

В Вахтан вернулся в 1950-м. Поработав токарем в леспромхозе, поступил в педучилище, получил специальность учителя физкультуры. Но на этом не остановился. Затем был двухгодичный учительский институт и диплом преподавателя биологии. Продолжая работать, Николай Иванович заочно окончил Горьковский пединститут. Географию он преподавал детям с 1952 года до дня своей смерти. Он ушел из жизни на 53‑м году из-за сердечного приступа.

Это был 1978-й. Мы уже разъехались по стране, поэтому проводить в последний путь любимого учителя не смогли. Но память о нем будем хранить.

Автор: Татьяна Шохирева

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 738

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика